Время электроники Пятница, 20 апреля

Роботам запретили двигаться по тротуарам Сан-Франциско

Инициаторы запрета, принятого властями города, объясняют его заботой о безопасности пешеходов, особенно детей и пожилых людей.

Intel показала аппаратный ускоритель нейронных сетей Nervana с огромным чипом

В сети появились первые изображения ускорителя нейронных сетей Intel Nervana.

Гигантский американский эсминец будущего работает исключительно на электротяге: видео

Второй американский эсминец типа Zumwalt, получивший название USS Michael Monsoor (DDG 1001), спущен на воду, сообщает Navy Recognition.

11 декабря 2017

Доказано существование новой формы материи — экситония

Международная группа исследователей доказала существование новой формы материи — экситония (excitonium). Он является конденсатом экситонов — связанных друг с другом электронов и «дырок». Впервые это состояние вещества было предсказано почти 50 лет назад.

С

татья ученых опубликована в журнале Science. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте Phys.org.

Экситон образуется, когда один из электронов в валентной зоне полупроводника возбуждается и перескакивает в зону проводимости, оставляя за собой «дырку». Эта «дырка» может рассматриваться как частица с положительным зарядом, связанная с электроном, ушедшим в зону проводимости.

Экситон является бозоном, то есть в одном квантовом состоянии может находиться неограниченное число таких частиц (в отличие от одиночных электронов). При сверхнизких температурах такие бозоны, как атомы гелия-4, собираются в одном состоянии с наименьшей энергией, формируя конденсат Бозе-Эйнштейна. В такой системе квантовые эффекты начинают проявляться на макроскопическом уровне, что приводит, например, к появлению сверхтекучести.

Проявления экситония (конденсата экситонов) неотличимы от фазы Пайерлса — деформации кристаллов, происходящей из-за взаимодействия электронов и фононов (квантов колебательного движения атомов кристалла).

Ученые доказали существование экситония с помощью модифицированной спектроскопии характеристических потерь энергии электронами (EELS). Образцы подвергаются облучению электронами с узким диапазоном энергий, после этого изучаются потери энергии последних. С помощью этого подхода удалось измерить коллективные возбуждения спаренных электронов и дырок. Когда кристаллы диселенида титана охлаждались до температуры 190 кельвинов (минус 83 градуса Цельсия), в них наблюдалась мягкая плазмонная фаза, являющаяся предшественницей экситония.

Соавторы открытия: чикагский профессор Peter Abbamonte (в центре; руководитель проекта) и его аспиранты Anshul Kogar (справа; первый автор статьи в Science) и Mindy Rak (слева; второй автор статьи) в своей лаборатории. Фото: L. Brian Stauffer, University of Illinois at Urbana-Champaign

Интересно, что данное открытие, как это часто бывает в науке, было сделано случайно - в процессе разработки и тестирования новой экспериментальной техники (M-EELS на материале TiSe2).

Это исследование важно для дальнейшего понимания квантово-механических свойств материи и, в частности, возможных применений в будущей низкотемпературной электронике и квантовых компьютерах.