Время электроники Понедельник, 14 октября

Автопилот-полуавтомат в машине: в чем подвох?

Аспирант Стерлинг Андерсон из Массачусетского технологического института разработал оригинальную систему автоматического вождения.

Огонь предложили тушить звуком и электричеством

Инженеры из американского военного агентства DARPA разработали способ тушить пожар без использования химических агентов — с помощью звука или электричества.

Русский робототехник просит у миллиардеров денег на бессмертие

Дмитрий Ицков, автор проекта «2045», конечной целью которого является создание технологии бессмертия, обратился за помощью в финансировании к участникам списка Forbes.

21 июля 2012

Полет космических аппаратов может тормозиться излучением их электроники

Специалисты НАСА выяснили настоящую причину таинственного торможения космических зондов Pioneer 10 и 11.

Т

ак называемая «аномалия Пионера» была обнаружена в 1998 году, когда аппараты удалились от Солнца на расстояние 13 млрд км. Группа ученых НАСА заметила, что зонды начали замедляться с ускорением 0,9 нанометра в секунду в квадрате. Объяснить это с точки зрения современной физики было невозможно, и ученые подняли вопрос о явлении, которое противоречит общей теории относительности Эйнштейна.

Сенсационное заявление наделало много шума. Поначалу инженеры отметили, что замедление наблюдалось и в начале 1980-х годов, когда неведомая сила начала тянуть космические аппараты обратно к Солнцу. Тогда это объясняли остатками топлива в баке, которые улетучивались во время пролета возле Сатурна. Однако замедление продолжается до сих пор, и сегодня говорить о наличии остатков горючего попросту не приходится – его в баках зондов Pioneer нет ни капли.

Для того, чтобы разгадать эту тайну, ученые в 2004 году начали беспрецедентный сбор архивных данных по «Пионерам» и другим похожим зондам. Информация собиралась в архивах НАСА, лабораториях разработчиков космической техники. Это были старые бумаги, магнитофонные записи и т.д. Прежде всего, исследователи обнаружили, что «аномалия Пионера» касается только этих аппаратов. Так, например, у зонда Voyager торможения не наблюдается. Таким образом стало очевидно, что загадочное явление характерно только для Pioneer 10 и 11.

Дальнейшие исследования показали, что причиной торможения стали не какие-то неизвестные законы физики, а технические особенности самих зондов. Оказывается, неожиданное торможение зондов Pioneer связано с небольшим, но заметным на такой скорости и временном отрезке воздействием тепла. Оно производится электрическим током научных инструментов и тепловым генератором аппаратов Pioneer. Этот процесс создает очень слабую реактивную тягу – как фотоны автомобильных фар, которые тормозят машину. В обычных условиях воздействие процесса ничтожно, и его очень сложно обнаружить.

По словам исследователей НАСА, многие ученые даже огорчились, что разгадка оказалась столь проста. Разумеется, открыть новый закон физики было бы гораздо интереснее. Тем не менее, данное исследование будет полезно конструкторам космических аппаратов.

Источник: CNews