Время электроники Вторник, 23 июля

Россиян перестанут сажать за GPS-трекеры и якобы шпионские фотокамеры

Сверхтонкая плоская линза: работает без искажений

Ученым удалось разработать сверхтонкую плоскую линзу, способную фокусировать свет без искажений. Изобретение может найти применение во многих электронных устройствах.

Intel активизирует усилия по внедрению технологии беспроводной зарядки

Intel выбрала фаблесс-компанию Integrated Device Technology для изготовления ИС приемников и передатчиков, используемых в технологии беспроводной резонансной зарядки.

Открыт новый класс «нобелевских» материалов для электроники

Ученые обнаружили новый класс материалов, демонстрирующих гигантское магнитосопротивление (ГМС).

1 сентября 2012

Рентгеновский лазер помог физикам увидеть электроны внутри алмаза

Физики использовали сверхмощный рентгеновский лазер LCLS для получения первых фотоснимков отдельных электронов, обращающихся вокруг атомов углерода в кристалле алмаза, и опубликовали результаты своей работы в статье в журнале Nature.

И

злучатель LCLS в американской Национальной ускорительной лаборатории SLAC в Калифорнии является самым мощным на сегодня рентгеновским лазером на свободных электронах. Это устройство используется для самых разнообразных экспериментов в области физики элементарных частиц и в других разделах этой науки. Так, в феврале 2012 года ученым впервые удалось получить изображения вирусной частицы в высоком разрешении, а в мае этого же года - рассмотреть отдельные атомы в молекуле белка.

Группа физиков под руководством Тортона Гловера (Thorton Glover) из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США) приспособила LCLS для наблюдения за взаимодействием света и электронов и фотографирования этого процесса.

«Электроны в атомах внутри молекул делятся на две группы - «активные» частицы и «зрители». Первые относятся к категории валентных электронов, участвующих в химических реакциях, а наблюдатели состоят из частиц из внутренних, заполненных электронных оболочек. Рентгеновские лучи позволяют «увидеть» атом, однако они не способны показать, как распределены валентные электроны», – пояснил Гловер.

Авторы статьи решили эту проблему следующим образом. Они подключили к компьютеру, управляющему LCLS, дополнительный лазер, излучающий в видимом диапазоне электромагнитных волн. При фотографировании сначала включается оптический лазер, и лишь через несколько мгновений – рентгеновский излучатель.

Фотоны видимого света взаимодействуют с валентными электронами в атомах, «поднимая» их на более высокий энергетический уровень. Через некоторое время с ними сталкиваются лучи рентгена, в результате чего электроны теряют дополнительную энергию, опускаясь на прежний уровень. В ходе этого процесса фотоны рентгена и видимого излучения «складываются» и из образца выходит поток рентгена с новой частотой.

Данный прием позволяет отделить данные о положении атома от информации о пространственном распределении валентных электронов, вращающихся вокруг атомного ядра. Ученые успешно проверили его в действии, сфотографировав валентные электроны в алмазной пластинке.

Сама по себе эта информация не несет научной ценности, однако эта же методика может быть применена для изучения белковых кристаллов и других сложных молекул. Гловер и его коллеги полагают, что их работа поможет другим физикам «взглянуть» на то, как происходят многие сложные химические реакции, в том числе фотосинтез.

Источник: РИА Новости