Зооморфные роботы будут спасать альпинистов и летать в космос

Американский журнал Wired, специализирующийся на компьютерных технологиях, опубликовал список самых интересных роботов-животных, которые могли бы в дальнейшем сделать жизнь человека удобнее и безопаснее.

Особенностью всех роботов является то, что принципы их работы основаны на поведении их прототипов из дикой природы.

Червь-спасатель

Одной из наиболее многообещающих разработок в данной сфере назван робот-червь, сделанный по образу и подобию круглого червя Caenorhabditis elegans, который широко используется биологами и генетиками при проведении опытов.

Робота, представляющего из себя эластичную гусеницу с круглой белой головой и колесиками вместо лапок, ученые планируют задействовать в спасательных операциях. В этой связи главным достоинством «гусеницы-киборга» разработчики считают ее способность огибать различные препятствия. На текущий момент, однако, механическая гусеница нуждается в доработке – она еще не умеет передвигаться по грудам обломков, а ее сенсоры еще не столь функциональны, как хотелось бы авторам проекта.

«Она сканирует окружающие объекты исходя из положения своего «тела». Это здорово, но в спасательных операциях не очень полезно», – сетует инженер Джордан Бойл (Jordan Boyle). Впрочем, ученые надеются, что смогут довести до ума свое детище, и червь займет достойное место среди людей-спасателей.

Паук-анализатор

Другим потенциальным шедевром американских ученых стал электронный паук снежно-белого цвета, обнаруживающий утечки химических веществ в местах, недоступных человеку.

Роботу-пауку, чья «походка» полностью копирует манеру передвижения собрата из дикой природы, не страшно заражение или отравление из-за разлива химикатов. Помимо восьми конечностей с гидравлическими «суставами» в активе механического членистоногого имеются средства связи, а также многочисленные датчики, которые позволяют ему распознавать различные вещества.

На данный момент робот еще не продается, однако в случае острой необходимости «паучка» можно взять в аренду всего за 380 долларов в день.

Не медуза, а perpetuum mobile

Еще одно представленное Wired создание инженерной мысли — электронная медуза, которая предназначена «для наблюдений за подводной жизнью».

Роботы такого типа не редкость, однако эта «подводная жительница» всё же необычна. Традиционно роботы работают на различных элементах питания, в то время как эта медуза «дышит» под водой. Благодаря достижениям современных технологий водород и кислород, попадая на платиновые элементы конструкции робота, высвобождают тепловую энергию, на которой медуза и работает.

Это не только превращает робота в «вечный двигатель», но и позволяет исключить загрязнение окружающей среды — побочным продуктом работы медузы является экологически безопасный водяной пар.

Геккон-космонавт

Этого робота ученые называют проектом «на стыке биологии и механики». Как и живой геккон, творение человеческого разума отлично передвигается по вертикальной поверхности при помощи присосок. Однако, в отличие от чешуйчатых жителей тропиков, робот совершенно не нуждается в кислороде и может работать в вакууме.

«Мы можем посылать роботов на исследование космоса. Он даже может путешествовать, прицепившись к стенке космического корабля», – делится радостью один из создателей.Ученые не раскрывают секрет, какими еще возможностями обладает робот. Однако тот факт, что космический робот-геккон сможет принести ощутимую пользу человечеству, не вызывает сомнений.

Животные-«переводчики»

Представленные журналом электронные ящерицы, рыбы и белки относятся к изобретениям, которые способны принести пользу не только человечеству, но и животным.

В частности, ящерица-робот создавалась для проверки, правильно ли ученые-биологи интерпретируют поведение пресмыкающихся. Для этого ее снабдили механизмом раздувания большого кожистого мешка на шее – этим жестом самцы некоторых видов ящериц призывают самок и отпугивают самцов-конкурентов.

Роботу действительно удалось вступить в коммуникацию с пресмыкающимися «своего» вида, но вместе с тем ученые не уточняют, чем закончилось это общение и как оно отразилось на подопытной популяции ящериц. Однако сам факт возможности общения между человеком и животными через такого «переводчика» достоин внимания.

Похожая «миссия» была возложена и на рыбок-роботов. Ученые смогли добиться такого сходства поведения роботов и их прототипов, что косяк рыб без колебаний принимал робота в качестве вожака. Значение этой разработки трудно переоценить: в условиях утечки топлива в море в результате аварий механические рыбы смогут увести своих «дальних родственников» на безопасное расстояние.

Белки-роботы, в свою очередь, позволяют исследовать поведение гремучих змей. Очаровательный электронный зверек, для пущего сходства покрытый пушистым мехом, атакующе машет хвостом, что заставляет змей переходить в оборонительную позицию. Ученые надеются снабдить робота-белочку источником специфических веществ, которые лесные грызуны выпускают при виде змей. Таким образом можно будет заставлять змей атаковать. Вероятно, это сделает более безопасным процесс сбора змеиного яда, который является ценным медицинским ингредиентом.

Вьючный пес и гепард-связной

Робот, сконструированный в виде собаки, может пробегать более 30 км без подзарядки и при этом переносить груз до 180 кг. Кроме того, что такой «друг человека» может использоваться как вьючное животное, он мог бы помочь при транспортировке людей. В критических условиях это может спасти жизнь человеку, ведь такая «собака» легко донесет, например, раненого альпиниста до ближайшего населенного пункта. Уже сейчас собаки-роботы воспринимают на слух некоторые команды, в частности «Стоять!», «Сидеть!», или «Ко мне!». Ученые убеждены, что это далеко не предел.

Робот-гепард не обладает выносливостью электронной собаки, но, по мнению ученых, будет незаменим при доставке срочных сообщений, когда другие средства связи недоступны. Такая электронная «кошечка» развивает скорость до 18 км/ч и умеет бегать зигзагами, что делает ее менее уязвимой в условиях боевых действий в городе, например под огнем снайпера.

Источник: РИА Новости